В одном из залов
Поимского музея висит на стене небольшая
жестяная табличка овальной формы,
предмет не привлекающий особое внимание
посетителей. По верхнему и нижнему краю
таблички выбито два слова: ОБЩЕСТВО
САЛАМАНДРА, а в середине дата -1846. Такие
таблички еще можно увидеть на старых
кирпичных домах, которые были построены
в 19 веке в селе Никольское-Поим и стоят
до сих пор наперекор быстротечному
времени.
О чем может поведать
этот музейный экспонат, что может
рассказать эта небольшая табличка о
прошлом нашего села? Может быть о том,
что село было ремесленным и торговым,
что лицом Поима были кожевенный и
сапожный промыслы. А кожевенники
и сапожники работали от купцов артелями.
На домах, в которых жили и работали
сапожных дел мастера висели вот такие
таблички принадлежности к страховому
обществу. Купцы группировали вокруг
себя мастеровых людей своей веры,
снабжали их сырьем, получая от них
готовую продукцию. С большой прибылью
торговали кожаным товаром, обувью в
своих поимских магазинах, отправляли
в товар в крупные города и даже за
границу. А поимские сапожники хвалились
тем, что учили шить обувь заграничных
мастеров. И, действительно, у них было
чему поучиться. Только богатейшему
купцу П.Д. Панкратову лучшие сапожники
Поима сдавали около 700 пар обуви в неделю,
и какой обуви! Сапог не пропускал воду,
хоть его в ведро с водой на сутки ставь.
На сапожника учились пять лет,
мастерство передавалось от дедов к
внукам. Одни семьи специализировалась
на мужской обуви, другие – на дамской,
третьи – на детской. Особенно в ходу
были мужские рабочие и форменные сапоги.
Весь процесс изготовления обуви начинался
с выделки кожи. В селе работало до 26
кожевенных заводов, это были небольшие
предприятия. Владельцы отдельных из
них привлекали постоянных и сезонных
рабочих. Сырье заводы перерабатывали
местное и готовые кожи продавали
исключительно местным посадчикам.
Бычина (толстая кожа) шла на
подошвы, набойки, стельки, а мостовье
(кожа потоньше) – на крючья или вытяжки
(из них выкраивались голенища), подклейки,
поднарядье. Раскрой вытяжки проходил
у посадчика сложную обработку. Кожа
снова строгалась стругом, неоднократно
жировалась, выглаживалась, вытягивалась,
сушилась, красилась, накатывалась,
разминалась. И только после этого
попадала к сапожнику. Верстак сапожника
располагался у окна. На него раскладывался
необходимый инструмент: ножи, молотки,
шилья разные, клещи, срезки, рашпиль,
подпилок, отводки, бруски, фумеля, амбусы,
коляски. В чулане развешивались до 10
пар колодок с 20 по 30 размер. Сапожник по
модели выкраивал ножом голенище,
прикраивал к нему подклейку, поднаряд
и все это сшивал. Надев на колодку
голенище прибивал стельку деревянными
гвоздями и затягивал сапог. Затем
пришивал стельку к крюку, простилал и
прибивал подошву и каблук. После просушки
отделывал сапог: чернил, лощил подошву
и каблук. Срезкой сшибал деревянные
гвозди внутри сапога, после выемки из
него колодки. Правил голенище на правиле.
Весь сапог сшивался дратвой вручную.
Дратва готовилась из льняной нитки,
пропитанной варом и желтым воском. Труд
сапожника по праву считался очень
сложным и тяжелым В стихотворении
«Сапожник Никита» поимского поэта
Николая Волкова есть такие строчки:
…Вот берет, бывало,
Юфтовые крючья,
С зевотцой усталой
Ловко дратву ссучит,
И, в конец проваренный
Заплетя щетину,
С ранних пор ударно
Гнет над крюком спину.
Только ходят локти
Взад-вперд проворно,
Только стал от дегтя
Наш Никита черным.
Крюк края топоршит
Сходу их прошей-ка:
То в середке морщит,
То сползет подклейка.
Вот пристрочен задник,
Втиснута колодка,
Дышится отрадней,
Хоть пляши чечетку:
Как-никак, а кожа –
Кус пашины бычьей –
Сделалась похожей
На сапог мужичий!
Но серьезен мастер:
Впереди затяжка.
Это вам не хвастать
За медовой бражкой!
Тут кольнешь в полсилы
Неумелым шилом,
Скажут, ну мазила,
Что не шьет, то гнило.
Сапоги ж Никиты –
Лезь в них прямо в лужу,
Сколь их не носи ты
Сроду не потужишь... |