Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Закладки

Погода

Яндекс.Погода




Понедельник, 06.05.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Поимский музей
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Исследовательские работы старшеклассников и сотрудников музея

О чем поведал музейный экспонат?

                В одном из залов Поимского музея висит на стене небольшая жестяная табличка овальной формы, предмет не привлекающий особое внимание посетителей. По верхнему и нижнему краю таблички выбито два слова: ОБЩЕСТВО САЛАМАНДРА, а в середине дата -1846. Такие таблички еще можно увидеть на старых кирпичных домах, которые были построены в 19 веке в селе Никольское-Поим и стоят до сих пор наперекор быстротечному времени.

          О чем может поведать этот музейный экспонат, что может рассказать эта небольшая табличка о прошлом нашего села? Может быть о том, что село было ремесленным и торговым, что лицом Поима были кожевенный и сапожный промыслы. А кожевенники и сапожники работали от купцов артелями. На домах, в которых жили и работали сапожных дел мастера висели вот такие таблички принадлежности к страховому обществу. Купцы группировали вокруг себя мастеровых людей своей веры, снабжали их сырьем, получая от них готовую продукцию. С большой прибылью торговали кожаным товаром, обувью в своих поимских магазинах, отправляли в товар в крупные города и даже за границу. А поимские сапожники хвалились тем, что учили шить обувь заграничных мастеров. И, действительно, у них было чему поучиться. Только богатейшему купцу П.Д. Панкратову лучшие сапожники Поима сдавали около 700 пар обуви в неделю, и какой обуви! Сапог не пропускал воду, хоть его в ведро с водой на сутки ставь.

На сапожника учились пять лет, мастерство передавалось от дедов к внукам. Одни семьи специализировалась на мужской обуви, другие – на дамской, третьи – на детской. Особенно в ходу были мужские рабочие и форменные сапоги. Весь процесс изготовления обуви начинался с выделки кожи. В селе работало до 26 кожевенных заводов, это были небольшие предприятия. Владельцы отдельных из них привлекали постоянных и сезонных рабочих. Сырье заводы перерабатывали местное и готовые кожи продавали исключительно местным посадчикам.

Бычина (толстая кожа) шла на подошвы, набойки, стельки, а мостовье (кожа потоньше) – на крючья или вытяжки (из них выкраивались голенища), подклейки, поднарядье. Раскрой вытяжки проходил у посадчика сложную обработку. Кожа снова строгалась стругом, неоднократно жировалась, выглаживалась, вытягивалась, сушилась, красилась, накатывалась, разминалась. И только после этого попадала к сапожнику. Верстак сапожника располагался у окна. На него раскладывался необходимый инструмент: ножи, молотки, шилья разные, клещи, срезки, рашпиль, подпилок, отводки, бруски, фумеля, амбусы, коляски. В чулане развешивались до 10 пар колодок с 20 по 30 размер. Сапожник по модели выкраивал ножом голенище, прикраивал к нему подклейку, поднаряд и все это сшивал. Надев на колодку голенище прибивал стельку деревянными гвоздями и затягивал сапог. Затем пришивал стельку к крюку, простилал и прибивал подошву и каблук. После просушки отделывал сапог: чернил, лощил подошву и каблук. Срезкой сшибал деревянные гвозди внутри сапога, после выемки из него колодки. Правил голенище на правиле. Весь сапог сшивался дратвой вручную. Дратва готовилась из льняной нитки, пропитанной варом и желтым воском. Труд сапожника по праву считался очень сложным и тяжелым В стихотворении «Сапожник Никита» поимского поэта Николая Волкова есть такие строчки:

Вот берет, бывало,

Юфтовые крючья,

С зевотцой усталой

Ловко дратву ссучит,


И, в конец проваренный

Заплетя щетину,

С ранних пор ударно

Гнет над крюком спину.


Только ходят локти

Взад-вперд проворно,

Только стал от дегтя

Наш Никита черным.


Крюк края топоршит

Сходу их прошей-ка:

То в середке морщит,

То сползет подклейка.


Вот пристрочен задник,

Втиснута колодка,

Дышится отрадней,

Хоть пляши чечетку:


Как-никак, а кожа –

Кус пашины бычьей –

Сделалась похожей

На сапог мужичий!


Но серьезен мастер:

Впереди затяжка.

Это вам не хвастать

За медовой бражкой!


Тут кольнешь в полсилы

Неумелым шилом,

Скажут, ну мазила,

Что не шьет, то гнило.


Сапоги ж Никиты –

Лезь в них прямо в лужу,

Сколь их не носи ты

Сроду не потужишь...

Категория: Исследовательские работы старшеклассников и сотрудников музея | Добавил: Вацлавна (08.01.2013)
Просмотров: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024