Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Закладки

Погода

Яндекс.Погода




Воскресенье, 28.04.2024, 09:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Поимский музей
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Исследовательские работы старшеклассников и сотрудников музея

"Из Поима - в Поим"


Цель работы: сбор и исследование исторических сведений о селе Поим

Пензенской области и о переселенцах из него, основавших в 19

веке село с одноименным названием в Оренбуржских степях.


Задачи:

- наладить связь с семьей Виктора Кольцова — одного из потомков

переселенцев из нашего села в Оренбуржье

- принять участие в велоэкспедиции по Кувандыкскому району

Оренбургской области

- исследовать и систематизировать материал, собранный в экспедиции

- изучить материалы семейного архива В.Кольцова и литературу по

данной теме.

Вступление.

Первое письменное упоминание о владельцах земель по рекам Поим и Ворона мы находим в «Поступной записи» от 21 августа 1694 года. Речь в ней идет о передаче верхнеломовцем Березкиным четвертной пашенной земли 15000 десятин и сенных покосов на 25000 копен в урочищах рек Вороны и Поима князю Черкасскому, происходившему из знатного рода близко «стоявшего» к Ивану Грозному и семье Романовых. После его смерти эти земли унаследовал его сын – князь Алексей Михайлович, ближайший стольник Государя и сибирский губернатор. В 1713 году он переселил сюда 1685 своих крепостных крестьян из Нижегородского, Арзамасского, Михайловского и других уездов. Так было основано село Никольское-Поим тож.

Переселившиеся крестьяне князя принесли свои обычаи, привычки, свои ремесла и промыслы, приемы строительства. Переселенцы из Богородска стали заниматься сапожным и кожевенным промыслом, а переселенцы из Ворсмы и Павлово — кузнечным и слесарным. И все изделия продавали на ярмарках и торгах ( так же, как на своей Родине).

Прошло 280 лет. И вот, в июне-июле 1995 года группа ребят из туристического клуба «Пилигрим» под руководством Юрия Васильевича Мазнева совершает велоэкспедицию «На Родину предков» по маршруту: с. Поим — Нижегородская область.

Цель экспедиции: побывать на земле своих предков. Встретиться с однофамильцами, старожилами, краеведами. По заданию Поимского историко-архитектурного музея ребята должны были провести опрос об истории, промыслах и религиозных традициях мест посещения.

Как же были удивлены мальчишки, когда из бесед с местными жителями выяснили, что многие поимские фамилии совпадают с фамилиями жителей Нижегородской области, а ремесла и промыслы там такие же, какими когда-то был славен Поим.

В мае 2009 года «пилигримовцы» совершили еще одну этнографическую велоэкспедицию в Кувандыкский район Оренбургской области, цель которой - собрать материал о своих предках, переселившихся в 19 столетии в Оренбургские степи (истории создания одноименного села Поим, о быте, занятиях его жителей, религиозных и культурных традициях).

Юные туристы выехала из Поима 2 мая на велосипедах и доехали до станции Башмаково. Далее, погрузились на поезд Брест — Челябинск и вышли на станции Кувандык Оренбургской области. Их радушно встретили представители районной администрации и проводили в сторону Новосимбирки, где разместили в школьном интернате. Отсюда ребята каждый день выезжали на велосипедах и путешествовали по Кувандыкскому району.

Первым делом, конечно, посетили село Поим, которое основали переселенцы из нашего Поима. Потом были встречи с поимчанами, расселившимися в окрестных селах, со школьниками, учителями и сотрудниками музеев района.

И опять, как 14 лет назад, ребята из клуба «Пилигрим» прослеживали тесную связь переселенцев со своей бывшей Родиной, с ее традициями, с укладом жизни, с промыслами, ремеслами и торговлей. И опять знакомые фамилии. И ничего удивительного, ведь всегда, куда бы не переселялись люди, они берут с собой частичку своей Родины, частичку своей прошлой жизни, стараются восстановить прообраз того места, откуда прибыли, сохраняя тем самым связь времен.

История восхода и заката села.

Как же возникло село Поим в степях Оренбуржья и каким ветром занесло наших предков в эти края? Ответ на этот вопрос дает небольшой экскурс в историю.

Отмена крепостного права в 1861 году всколыхнула крестьянство России. В поисках лучшей жизни и с надеждой на приобретение собственного клочка земли, началось великое переселение крестьян из центральных губерний России (Воронежской, Курской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской), а также с Украины.

В Чембарском уезде на запад от села Поим были расположены обширные плодородные поля, составляющие владения графа Шереметева. Несмотря на отсутствие земли, крестьяне селений трех шереметевских волостей: Никольский Поим, Богданихи, Митрофанихи, Котихи, Поганки, Агапихи, Топорихи и Белозерихи, кормились, снимая в аренду на разных началах барскую «графскую» землю и зарабатывая на «экономических» работах.

Крестьяне жили неплохо: постройки в селах просторные, прочные, много людей богатых-кулаков, на разных делах торговых сумевшие скопить деньжонки. Но рядом с этими зажиточными крестьянами была и беднота, положение которой в последнее время стало тяжелее, чем раньше, так как половина шереметевского имения была продана владельцем в Крестьянский поземельный банк. При ликвидации немало уговаривали безземельных крестьян покупать участки. Все увещевания, красноречивые доказательства, которые приводили ликвидаторы, землеустроители и другие начальники, убеждая их пользоваться случаем разбирать участки, нарезавшиеся за самыми крестьянскими гумнами, не имели успеха.

Крепко держались шереметевские дарственники, на все один ответ:

-Чего нам участки покупать, графская земля даром нам отдана будет.

Немного нашлось таких, что не поверили этой неблагоразумной молве, почти вся проданная часть имения отошла хохлам да переселенцам в Тамбовской губернии. Переселенцы устроились основательно, крепко засели на черноземных полях. А шереметевские дарственники призадумались:

-Ошиблись, - говорили старики, - ошиблись, теперь не поправишь...

В селе Никольское Поим, состоялась сходка, на которой решили направить ходоков для осмотра и закупки земель в Оренбургской губернии. Ходоки осмотрели местность, им понравилось. В большинстве своем это были бедные, но сильные по духу крестьяне. Одному не под силу освоение новых земель, поэтому ходоки шли большой партией с семьями. Были среди них: Анисим Клинов, Никифор Носов, Тимофей Волков, Иван Дрожжин, Василий Ишкин, Василий Ручкин. Люди начали быстро обживаться, строили землянки, разрабатывали земли, спешили засеять хлеба. Обзаводились скотом, заготавливали корма и дрова.

Зима выдалась суровой. Сильные снежные заносы, метели, морозы. Жить в землянках тяжело — темнота, сырость, грязь. Не было обуви, донимали волки. Но страшнее всего — голод. На сходе было решено: рубить лес, который вплотную подступал к жилью, и возить в Орск на рынок. На вырученные деньги закупали на бойне легкие, печенку, особенно в большом количестве — требуху. Это помогло выжить Тогда и закрепилось за ними прозвище «требушатники».

Массовое переселениe из Пензенской губернии началось в 1892-м году, весной. Переселялись целыми родами из Поима, Черногая (Шаболовки), Митрофанихи, Невежкино, Агапихи, Поганки (Шереметьева). Люди продавали жилье, скот, земли. Сельхозинвентарь оставляли. На станцию Башмаково подали железнодорожные платформы. До станции добирались на своем транспорте, потом лошадей продавали и грузились на платформы.

Ехали долго, с большими задержками на станциях. По прибытии в Оренбург разгружали свой скарб, шли на рынок, покупали лошадей. Из Оренбурга отправлялись в путь группами. С прибытием на место люди получали свой надел на усадьбу. Ходоки определили места, где кто будет селиться. Вновь родившееся большое русское село было названо Поимом в память ставшей такой далекой, оставленной навсегда Родины переселенцев!

Две улицы села Поим, разделенные речкой Кутумбек (впоследствии Поимка), растянулись с севера на юг на 2 километра. В большом селении строились малые села. Отсюда пошли названия - Шабловский конец, Митрофановский конец.

Земли, на которых осели переселенцы, принадлежали башкирам, с ними и велся торг за эту плодородную, столь желанную собственность! Покупали землицу не только за деньги, широко распространен был и обмен. За шубу, за валенки, за домашнюю утварь башкиры без особых сожалений расставались со своей долей земли, благо было ее много.

Отношения башкир и русских переселенцев складывались в целом дружелюбные, но иногда возникали между ними довольно крупные разборки. Предметом этих разборок было установление границы владений или угон башкирами лошадей переселенцев. По первому вопросу, как правило, договаривались быстро, а вот возврат лошадей удавался только в том случае, если хозяева начинали поиск незамедлительно! Стоило проявить не разворотливость в поисках лошадей и найти их не удавалось, так как башкиры успевали их скушать! Некоторые башкиры проявляли непорядочность, продавали свою землю по два раза, двум хозяевам, обрекая их на ссоры, драки и длительную вражду! Сам же мошенник, как правило из под ответственности уходил.

Сами башкиры были в основном темным и забитым народом, жившим в ужасающей нищете несмотря на то, что занимали наилучшие земли в пойме реки Сакмары. Были среди аборигенов богатые, зажиточные землевладельцы и скотовладельцы. Избы у башкир были в основном деревянные( благо вокруг росли леса непроходимые), но в окнах вместо стекол натягивались бычьи пузыри. Мебели в башкирских домах, как таковой, не было вообще. Башкирята и летом, и зимой бегали по улице полуголые и босяком.

Русские семьи заводили в башкирах кунаков-друзей. Заведенные в те далекие времена русско-башкирские отношения, не навязанные какой-либо властью, поддерживались добрыми и в более поздние времена.

Село строилось, хорошело. Возводились добротные дома с балконами, хозяйственные постройки. Самый красивый дом имел Анисим Клинов. На свои средства он построил хороший мост (известны были названия: Клинов мост, Клинов пруд), а также два хороших магазина, мельницу, маслобойню.

Поимчане в большинстве своем были мастеровые люди: портные, плотники, столяры, сапожники, валяльщики, кожевенных дел мастера. Здесь делалось все, от горшков, до ложек.

С основанием села начали строить церковь, красивейшее творение голубого цвета, обнесенное ажурным забором с большими воротами. Церковь занимала в жизни села важное место. Ударом колокола возвещали о праздниках, о рождении и смерти человека, его звоном собирали на сходки. На одном из них батюшка объявил о создании заповедника: «В лес с топором не входить».

В селе проводились базары, ярмарки, на которые съезжались купцы, люди со всей округи. Поимчане привезли свою собственную культуру, с исконно русскими традициями. Проводились кулачные бои, всевозможные игры. Слабым в состязаниях делать было нечего. Отсюда поимчане получили другое прозвище - «кулачники». Люди в селе жили трудолюбивые, но и хорошо отдыхать тоже умели. После сева делался короткий отдых. Любители погулять выезжали в лес, к речке. Были свои певцы, гармонисты, плясуны, танцоры.

Молодежи в Поиме было очень много, меньше трех ребят в семьях почти не было. Днем все поголовно работали, ну а вечерами договаривались с одинокими бобылками о хате, сходились туда все, кто хотел. Сначала являлись девчата, приходили всегда с рукоделиями, работали, болтали обо всем, пели, но вот слышались звуки гармошки — это появлялись ребята! Все веселые, до ужаса остроумные, все с приподнятым настроением, все трезвые, алкоголь у молодежи был не в моде.

На посиделках пели, плясали, дурачились по — доброму, а потом ребята провожали девок домой, здесь они присматривались друг к дружке, выбирали себе симпатии!

На «Кузьминки»(праздник глубокой осенью) было еще одно развлечение, освященное традицией: молодежь устраивала грандиозную пирушку (совершенно без спиртного). Угощения приносили из дома, а ребята должны были «раздобыть» живых кур у сельчан, забравшись к ним в сараи.

Лишившиеся нескольких куриц особо не страдали, так было заведено издавна! Добытых кур девки щипали, обрабатывали, варили и ставили на столы... сколько было веселых рассказов, шуток, подначек!

В жизни поимцев в те годы праздников лишних не было, а те что были, в основном церковные, праздновались всем селом, широко и откровенно радостно.

Свадьбы принято было играть по осени, после успешного окончания всех сельскохозяйственных работ На праздники, особенно зимой, молодежь запрягала резвых лошадей в сани, привязывали яркие, легкие полотнища над лошадями, сами одевали лучшие наряды и с колокольчиками под дугами, с песнями переполненные сани разъезжали по гуляющему Поиму. Всюду веселье, смех, песни, у гармонистов пальцы не успевают застывать на морозе, повсюду нарядные сельчане, высыпавшие на улицы поглазеть на забавы молодежи.

В 1914 году многие поимчане ушли на войну с Германией. Не успели солдаты вернуться домой, как началась революция, Гражданская война. В 1918 году, в Поиме, беднота организовала Коммуну. Не имея никакого опыта в организации сельскохозяйственного производства, коммунары с первых шагов наделали массу ошибок. Они снесли на общий двор все свое личное имущество и дворовую живность а организовать производственную деятельность членов Коммуны не сумели! Когда -же все, что было общественным — скушали, Коммуна распалась!

Наступил Новый 1921 год, после не урожайного 20 года, поимцы с огромной надеждой ждали этого, в общем-то обычного года, в расчете на урожай. Но он оказался еще засушливее голодного, прошлого года. Все посохло, погорело. Не у всех хватило запасов на зиму. Люди вымирали семьями от голода и болезней, свирепствовал тиф. Мололи березовую кору, ели лебеду, желуди.

Во времена нэпа жизнь резко улучшилась. Стали обзаводиться сельхозинвентарем, покупали молотилки, лобогрейки, сеялки, вели перестройку домов. А в 30-х годах началась коллективизация, образовался колхоз «Власть труда» В ходе коллективизации богатых людей раскулачивали, выгоняли из домов, увозили в ссылку. Анисим Клинов призывал сельчан: «Ставьте меня председателем! Я не против нового. Будем жить так, что другие позавидуют» Его с семьей увезли, а вещи распродали с молотка. Но их мало кто покупал. Клиновых в селе уважали. Брали вещи те, кто не любил работать.

Комитет бедноты решал вопросы по своему усмотрению. Многие не хотели идти в колхоз. Отдавать свою землю, лошадей. С образованием колхоза начали строить склады, скотные базы, конные дворы. Организовали 4 полеводческие бригады, построили 4 культурных стана со всеми удобствами — общежитиями, столовыми, банями. Начал действовать пионерский лагерь, были организованы детские ясли, детсад. Организована школа ликвидации безграмотности.

В 1941 году началась война и около 200 поимчан ушли на фронт. Более половины из них не вернулись. Вместе с мужчинами забрали в действующую армию технику, автомобили, трактора, забрали и лошадей. Вся тяжесть сельскохозяйственного производства легла на плечи женщин. Пахали они на коровах и быках, ездили в Башкирию, на Сакмару, на заготовку дров, женщины частенько брали с собой повзрослевших детей.

В школе зимой не топили, поэтому в классах никто не раздевался, зато учеников кормили похлебкой. Учителя организовывали подарки бойцам. Под их руководством дети шили кисеты для махорки, вышивали на них призывы: «Бей врага!», «Будь здоров!» и т. п. Табак выращивали на огородах, листья сушили на чердаках, нанизывая на длинные нити. Потом сухие листья рубили топором мелко-мелко. Получалась крепкая махорка, ее и насыпали в кисеты.

Вязали с помощью взрослых носки и варежки, все это регулярно отправлялось на фронт. Всей школой выходили на убранные поля собирать колоски, которых оставалось предостаточно. Участвовали в сушке картошки для фронта. Было это так. В каменном амбаре дореволюционной постройки ставили котлы, в которых варилась картошка «в мундирах». Затем ее вываливали на длинный стол для очистки. Этим занималась окрестная детвора. Коптит лампа без колпака, тени бегают по стенам. Мрачно, парит, а дети сидят и сколупывают кожицу. Очищенную картошку резали кружочками, раскладывали на противни и помещали в шкафы для сушки. Мешки с сушеной картошкой отправлялись на фронт.

В постоянной борьбе за выживание прошли тяжелые военные годы. Нищая, разоренная деревня, по-прежнему, исправно кормила город. Горожане получали продукты по карточкам, а их кормильцы отчаянно голодали. Работали бесплатно. На трудодни ничего не давали, основным продуктом был картофель.

В 1947 году колхоз «Власть труда» вышел на первое место в области по животноводству и по сдаче зерна государству. В пятидесятых годах колхоз укрупнили подсоединением колхоза «Янынур», тем самым покрыв его убытки. Понравилось. Решили объединить еще пять колхозов. «Власть труда» переименовали в «Путь Ленина».

Тяжелым ударом для колхозников стало решение, принятое с одобрения Н. С. Хрущева — держать в личном подворье одну голову скота: корову или козу. Правда, вскоре это варварское решение отменили. Но урон был нанесен невосполнимый.

Прозвучал клич «Технику колхозам!» Выкупили у МТС в собственность старую технику, расплатились, остались без куска хлеба. Колхоз преобразовали в совхоз. Колхозникам сказали: «Теперь вы рабочий класс». Весной каждому двору нарезали по 15 соток земли вместо 60 соток.

Однажды в село привезли кинофильм «Судьба человека». Клуб был переполнен. Перед началом фильма на сцене появился представитель райкома КПСС. Люди насторожились, а он отпив глоток воды начал говорить: «Сейчас в стране лишние люди на селе, поэтому всех работой обеспечить мы не можем. Все, кто желает выехать, получайте паспорт, вам его дадут, и до свидания». В зале зашумели, стали задавать вопросы: кто-же будет землю пахать, сеять, кто будет скотину кормить, где брать молоко, масло, яйца?

Представитель уверенно отвечал: «Землю вспашет «Кировец», он и хлеб посеет. Комбайны уберут хлеб. Скот от вас угонят, птичники построят, все механизируют. Лошади ваши нам не нужны.»

Колхозников не спросили, угнали скот. Не стало лошадей, коров, опустел свинарник, коровники и конные дворы — все стало рушиться. Ограбленные селяне бродили в поисках своей судьбы. Пасеку увезли, а сад забросили. Закрыли медпункт, школу, магазин. Люди стали выезжать группами. Так начался разгон села в шестидесятые годы.

Это был когда-то крупный населенный пункт, сейчас там не больше десятка дворов. Такова история восхода и заката села с поэтическим названием Поим в Оренбургской области.

Страничка дорожного дневника.

Эту историю мы и узнали побывав в велоэкспедиции по Кувандыкскому району Оренбургской области. Много интересных впечатлений и воспоминаний осталось у нас от этой поездки. Описание каждого дня сохранилось в дорожном дневнике, который заполняли по очереди. Эту страницу писал я - Иванчин Денис:

« 5 мая мы проследовали в направлении села Поим. Через 12 км заметили указатель с надписью: «с. Поим 0.5 км».Фотографировались на фоне виднеющихся домов и ощущали гордость за свою родину. Надо же, за тысячу километров мы оказались снова в Поиме! На окраине были расположены 6 добротных домов с крепкими сараями, хлевами, с машинами у дворов. Далее, по улице дома поскромнее. В одном из них проживает последняя коренная жительница села, 80-летняя бабушка Кондрашова Полина Ивановна. На деревязанном, обмазанном белой глиной доме табличка «Улица Поимская №17». Бабушка, живая и бодрая, сразу же пригласила нас в дом и показала все комнаты. На кухне русская печь со всей утварью, в горнице диван, старый телевизор, столик, стул. В красном углу под занавеской икона Казанской Божьей Матери, которую ей с мужем подарили родители в день венчания.

На лавочке перед домом мы долго беседовали и задавали вопросы. У Полины Ивановны хорошая память, она не болеет и рассказала нам много интересных историй. В начале войны, когда все мужчины ушли на фронт, она и еще шесть семнадцатилетних девушек, окончили курсы трактористов и всю войну проработали на тракторах. Было очень тяжело, работали с утра до вечера, сами ремонтировали технику.

Село было большое, более 400 домов. Две улицы вдоль речки Поим тянулись почти на 2 километра. Над селом возвышалась церковь Покрова Божьей Матери, которая в 1935 году была разрушена. Колокола сняли, купола разобрали и увезли в неизвестном направлении, а здание переделали под клуб. Рядом находилась школа, вначале церковно-приходская, затем четырехклассная, в последующем восьмилетка. В настоящее время от школы и церкви остались руины. Мы обследовали ряд заброшенных домов, полуразрушенных бань, погребов. В полутора километрах от села посетили старое заросшее кладбище. На одном из обелисков увидели фамилию, такую-же как у меня. Это было впечатляюще, одновременно радостно и грустно. Радостно от того. что встретили что-то родное, близкое. А грустно, потому что село перерождается. Здесь наблюдается прирост населения, только в основном не за счет рождения русских, а за счет переселения башкир из ближайших сел. Жители его — симпатичные, веселые, голосистые с абсолютно русским говором и повадками. Башкирия возвращается на свои, исконные земли, отданные в конце 19 века русским, в аренду, на время. Скоро о большом русском селе останутся только воспоминания у нас и у переселившихся в окрестные села коренных жителей села с поэтическим названием - Поим.»

Литература и другие источники информации:

1. А. Самойленко - «Тропой заветною», издательство «Воскресенье», г. Москва, 2001 г.

2. Письма Виктора Кольцова из г. Гай Оренбургской области, присланные в Поимский историко-архитектурный музей по почте и на электронный адрес музея.

3. К. Кулешова, В. Кольцов - «История рода Кольцовых (Концовых)», Мирный-Гай, 2006 г.

4. Ф. Дрожжин - «Восход и закат Поима», статья в Кувандыкской районной газете «Новый путь» от 14.05.97 г.

5. Ф. Дрожжин - «Кулачный бой», рассказ в литературно-художественной газете «Взгляд», издательство «Новый путь», 2007 г.

6. В. Кольцов - «Фотоальбом-календарь», г. Гай, 2008 г.

7. В. Кольцов — фотоальбом-хроника: « «Пилигрим» на Южном Урале», Кувандыкский район, май 2009 г.

8. Фотоматериалы, привезенные из велоэкспедиции туристического клуба «Пилигрим» по Кувандыкскому району.

9. Устные опросы жителей с. Поима и окрестных сел Кувандыкского района Оренбургской области, записанные на диктофон.

10. Ю. В. Мазнев - «Отчет об этнографической экспедиции в Нижегородскую область: «На родину предков»», 1995 г.

11. Ю. В.Мазнев - «Отчет об этнографической экспедиции в Оренбургскую область «По следам переселенцев из села Поим на Южный Урал»», 2009 г.

12. Н. Ф. Быстров - «По Чембарскому уезду», издательство «Землеустроитель», г. Пенза, 1913 г.

Категория: Исследовательские работы старшеклассников и сотрудников музея | Добавил: Вацлавна (19.11.2011)
Просмотров: 4066 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024