С Поимом связано много людей, чьи имена и фамилии известны на всю Россию. Среди них: священнослужители и военноначальники, писатели и композиторы, ученые и дипломаты. Есть даже художники, детство которых прошло в этом селе. Известный художник Митрофан Михайлович Берингов родился в с. Поим в 1889 году и осенью 2014 ему исполнилось 125 лет со дня рождения. В Поимском историко-архитектурном музее отметили это событие мероприятием, которое называлось «Художник памяти достоин!». Посетители музея узнали много интересных фактов из его жизни, увидели его фотографии, изображения картин, написанных художником. Еще в 40-х годах прошлого века фольклористка и писательница Александра Петровна Анисимова записала у старожилов села рассказ о том, как мальчик из бедной семьи псаломщика стал знаменитым художником — это и был Митрофан Берингов. Его любимыми учителями были Н.К.Грандковский, Н.К.Рерих и А.А.Рылов. Учился Митрофан Берингов сначала в Пензенском духовном училище, потом в Духовной семинарии. В это время получил первоначальное художественное образование и утвердился в стремлении стать художником. События революции1905 -1907 резко нарушили его планы. За участие в революционном движении юноша три года провел в заточении в крепости. Оказавшись на свободе, продолжил занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Вихрь событий следующих лет снова не оставлял места для творчества. Призванный в армию в 1915, он вновь оказался на гребне событий. Будучи солдатом в 1917 одним из первых исполнил карандашом с натуры портрет В.И. Ленина в Смольном. Во время Гражданской войны судьба занесла Берингова в Мариинск, потом он два года жил в Томске, был заведующим подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины секции ИЗО Томского отдела Народного образования. Берингов - один из организаторов Художественного отдела Краеведческого музея в Томске. В 1922 году Митрофан Михайлович перебрался в Москву в небольшой подвал в Аптекарском переулке, но очень часто выезжал в творческие поездки в Крым, на Кавказ, в Сибирь. С 1925 года неоднократно ездил на Север, участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану, в том числе на ледоколе «Седов». По результатам путешествий на Север опубликовал статью «Три поездки в Арктику». Частые поездки на Север, где Берингов писал свои полотна о буднях военных и гражданских моряков, позволяли держаться подальше от власти, не слишком жаловавшей углубленные личные искания, которые художник явно предпочитал общественной деятельности. По воспоминаниям М.Вериго «наружность Берингова была такова, что сразу внушала впечатление о человеке необычном и незаурядном. Странное впечатление возникало при общении с ним: энергия, решительность, быстрота движений все время были стянуты уздой неослабевающей внутренней сосредоточенности и замкнутости. Это был нелегкий человек, живший одновременно в двух мирах.»
В 1937 году члена Союза художников СССР, автора пейзажей, портретов, тематических картин - Митрофана Михайловича Берингова не стало. Его творческое наследие выдержало испытание временем. Работы нашего земляка хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в ряде других крупных музейных собраний. И сейчас мы с полной уверенностью можем сказать: «Художник памяти достоин!» |