Сейчас много пишут и говорят о том, что старообрядчество, как таковое изжило себя, что многовековая борьба государства и церкви с этим явлением успешно завершена. Но это далеко не так. Старообрядцы живы в народе, и более того, они не собираются объединяться ни с кем. Упрямые, неуступчивые люди (эти качества достались им по наследству) не хотят менять свой привычный образ жизни, свои традиции, даже после того, как уходит из жизни последний наставник или наставница их общины. Как быть? В новоправославную церковь они идти не хотят, до старообрядческой церкви далеко, не многие из них могут позволить себе дальние поездки: и средств нет, и здоровье не то. И тут появляется старообрядческий уставщик, человек, который специально посещает разные общины и следит за соблюдением старообрядческого устава в них. Для людей, про которых все давно забыли, это как глоток свежего воздуха. Приняли уставщика и его друзей поимские старообрядцы с радостью и выразили свое почтение и благодарность. Да и было за что: несмотря на проливной дождь приезжие помолились вместе с собравшимися за их родителей на старообрядческом кладбище. После этого уставщика из Кузнецка поимские старообрядцы сами стали приглашать, пригласили на помины по наставнице Спасова согласия Шишкиной Таисии Петровны, а потом и на праздник Всех Святых. Собрались уже не на кладбище, а в музее, в зале, экспозиция которого посвящена теме старообрядчества в Поиме. По просьбе собравшихся гости провели службу в честь иконы Божией Матери и ответили на вопросы, которые им задавали, потом пели стихиры. Пели, а далеко немолодые женщины-старообрядки плакали, вспоминая, как когда-то такие же стихиры пели их родные, давно ушедшие в мир иной.
|