Закончилась
диалектологическая практика у
второкурсников, студентов факультета
русского языка и литературы Пензенского
Государственного педагогического
университета, которая проходила в Поиме.
На 12 дней 12 студентов вместе с преподавателем
Ширшаковым Романом Викторовичем приехали
в старинное русское село с целью изучить
современное состояние говоров в Поиме.
Говоры
народа — исторический памятник, в нем
отложилось прошлое, его история. Народный
язык всегда являлся источником обогащения
литературного языка.
Не
случайно студенты для своей исследовательской
работы выбрали наше село. В прошлом Поим
— бойкое торговое, с многообразием
ремесел и промыслов волостное село, с
постоянным базаром и ярмарками. Оно
было центром притяжения старообрядцев,
среди которых преобладали «поморы»,
происходившие из далекого севера.
Любопытно замечание о говоре Поима: «
В сей округе обитает русский народ...,
произношение языка имеют низовое,
крепкое ударение.» С термином «низового
произношения» связывается понятие о
северно-русском окающем говоре. «Сами
северяне свою речь с сужением О к У
называют низкой речью». Да и бывшие
владельцы Поимской вотчины, князья
Черкасские и графы Шереметевы заселяли
сюда крепостных из Нижегородской
губернии, в которых тоже преобладал
окающий говор. Правда, были в Поиме и
другие старообрядческие общины, поэтому
говоры бытовали разные, но традиционная
поимская речь — северно-русский говор
с наслоениями городской речи.
Только
много лет прошло с тех пор, изменилось
само село, изменился и говор.
Российская
Академия наук в настоящее время собирает
материал для лексического атласа русских
народных говоров. По заданию
С.-Петербургского института лингвистических
исследований более 50 вузов страны
приняли участие в этом грандиозном
общероссийском проекте, в том числе и
Пензенский педагогический университет.
Большую помощь в изучении говоров Поима
студентам университета оказал Поимский
историко-архитектурный музей. Проживание
и питание было организовано школьной
администрацией. Будущие филологи жили
в здании общеобразовательной школы, а
работали в архиве музея и с населением.
Преподаватель педуниверситета и студенты
выразили большую благодарность жителям
Поима, оказавшим помощь в работе
экспедиции. |